среда, 18 ноября 2009 г.

Часовые пояса.


Карта часовых поясов.
Часовой пояс — участок земной поверхности, на котором в соответствии с некоторым законом установлено определённое поясное время. Иногда в понятие часового пояса включается ещё и совпадение даты — в этом случае пояса UTC-10 и UTC+14 будут считаться различными, хотя в них действует одинаковое время суток.
Формирование часовых поясов связано со стремлением, с одной стороны, учитывать вращение Земли вокруг своей оси, а с другой стороны, определить территории с примерно одинаковым местным временем таким образом, чтобы различия во времени между часовыми поясами были кратны одному часу. В результате было достигнуто решение, что должно быть 24 часовых пояса и каждый из них должен охватывать территорию примерно 15° в ширину (± 7,5° относительно соответствующего среднего меридиана). Точкой отсчёта был принят гринвичский меридиан, нулевой меридиан, средний меридиан нулевого часового пояса.
Сейчас время устанавливается при помощи Универсального координированного времени (UTC), которое было введено взамен времени по Гринвичу (GMT). Шкала UTC базируется на равномерной шкале атомного времени (TAI) и является более удобной для гражданского использования. Часовые пояса вокруг земного шара выражаются как положительное и отрицательное смещение от UTC. Следует помнить, что время по UTC не переводится ни зимой, ни летом. Поэтому для тех мест, где есть перевод на летнее время, смещение относительно UTC меняется.

Принципы разграничения.


Регионы, где применяется переход на летнее время
Регионы, где переход был отменён
Регионы, где перехода на летнее время никогда не было
 В основу современной системы часовых поясов положено универсальное координированное время (всемирное время), от которого зависит время всех часовых поясов. Для того чтобы не вводить местное время для каждого градуса (или каждой минуты) долготы, поверхность Земли условно поделена на 24 часовых пояса. При переходе из одного часового пояса в другой, значения минут и секунд (времени) сохраняются, изменяется лишь значение часов. Существуют некоторые страны, в которых местное время отличается от всемирного не только на целое количество часов, но ещё дополнительно на 30 или 45 мин. Правда, такие временные зоны не являются стандартными часовыми поясами.
Теоретически 24 часовых пояса земного шара должны ограничиваться меридианами, проходящими на 7°30' восточнее и западнее среднего меридиана каждого пояса, причем вокруг гринвичского меридиана действует всемирное время. Однако в реальности для сохранения единого времени внутри одной и той же административной или природной единицы границы поясов смещены относительно меридианов; местами некоторые часовые пояса даже «пропадают», теряясь между соседними.
На Северном и Южном полюсах меридианы сходятся в одной точке, и поэтому там понятие часовых поясов, а заодно и местного времени, теряет смысл. Считается, что время на полюсах соответствует всемирному, хотя на станции Амундсен-Скотт (Южный полюс) действует время Новой Зеландии, а вовсе не всемирное.

Летнее время.
Дополнительную неоднозначность вносит использование во многих странах «летнего времени». При переходе на летнее время происходит смещение своего времени относительно всемирного. К тому же не везде переход на летнее время и обратно осуществляется одновременно. К примеру, когда в странах Южного полушария лето, в северном полушарии зима, и наоборот.

Декретное время.
Следует отметить, что использование в России декретного времени уже учтено при присвоении часового пояса и добавлять лишний час не требуется. На старых картах видно, что, например, Москва отнесена ко 2-му часовому поясу, что с учётом часа из-за декретного времени даёт пояс UTC+3, принятый сегодня.

Часовые пояса в разных странах.
Территории девяти стран мира расположены сразу в нескольких часовых поясах:
Россия — 11 часовых поясов;
Канада — 6 часовых поясов;
США — 6 часовых поясов (включая Гавайи, исключая островные территории: Американское Самоа, Мидуэй, Виргинские Острова и т. д.);
на автономной территории Дании — Гренландии — 4 часовых пояса
Австралия и Мексика — по 3 часовых пояса;
Бразилия, Казахстан, Монголия и Демократическая Республика Конго — по 2 часовых пояса.
Территории каждой из оставшихся стран мира расположены лишь в одном каком-либо часовом поясе.
Несмотря на то, что территория Китая расположена в пяти теоретических часовых поясах, на всей его территории действует единое Китайское стандартное время.
Единственная административно-территориальная единица в мире, территория которой разделена более чем на два часовых пояса — Республика Саха (Якутия), являющаяся субъектом Российской Федерации (3 часовых пояса).
В США и Канаде очень извилисты границы часовых поясов: нередки случаи, когда идут через штат, провинцию или территорию, поскольку территориальная принадлежность к тому или иному поясу определяется на уровнях административно-территориальных единиц второго порядка.

Список часовых поясов.
UTC-12 — Линия перемены дат
UTC-11 — Самоа
UTC-10 — Гавайи
UTC-9 — Аляска
UTC-8 — Североамериканское тихоокеанское время (США и Канада)
UTC-7 — Горное время (США и Канада), Мексика (Чиуауа, Ла-Пас, Мацатлан)
UTC-6 — Центральное время (США и Канада), Центральноамериканское время, Мексика (Гвадалахара, Мехико, Монтеррей)
UTC-5 — Североамериканское восточное время (США и Канада), Южноамериканское тихоокеанское время (Богота, Лима, Кито)
UTC-4:30 — Каракас
UTC-4 — Атлантическое время (Канада), Южноамериканское тихоокеанское время, Ла-Пас, Сантьяго)
UTC-3:30 — Ньюфаундленд
UTC-3 — Южноамериканское восточное время (Бразилиа, Буэнос-Айрес, Джорджтаун), Гренландия
UTC-2 — Среднеатлантическое время
UTC-1 — Азорские острова, Кабо-Верде
UTC+0 — Западноевропейское время (Дублин, Эдинбург, Лиссабон, Лондон, Касабланка, Монровия)
UTC+1 — Центральноевропейское время (Амстердам, Берлин, Берн, Брюссель, Вена, Копенгаген, Мадрид, Париж, Рим, Стокгольм, Белград, Братислава, Будапешт, Варшава, Любляна, Прага, Сараево, Скопье, Загреб) Западное центральноафриканское время
UTC+2 — Восточноевропейское время (Афины, Бухарест, Вильнюс, Киев, Кишинёв, Минск, Рига, София, Таллин, Хельсинки, Калининград), Египет, Израиль, Ливан, Турция, ЮАР
UTC+3 — Московское время, Восточноафриканское время (Найроби, Аддис-Абеба), Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия
UTC+3:30 — Тегеранское время
UTC+4 — Самарское время, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Азербайджан, Армения, Грузия
UTC+4:30 — Афганистан
UTC+5 — Екатеринбургское время, Западноазиатское время (Исламабад, Карачи, Ташкент)
UTC+5:30 — Индия, Шри-Ланка
UTC+5:45 — Непал
UTC+6 — Новосибирск, Омское время, Центральноазиатское время (Бангладеш, Казахстан)
UTC+6:30 — Мьянма
UTC+7 — Красноярское время, Юго-Восточная Азия (Бангкок, Джакарта, Ханой)
UTC+8 — Иркутское время, Улан-Батор, Куала-Лумпур, Гонконг, Китай, Сингапур, Тайвань, западноавстралийское время (Перт)
UTC+9 — Якутское время, Корея, Япония
UTC+9:30 — Центральноавстралийское время (Аделаида, Дарвин)
UTC+10 — Владивостокское время, Восточноавстралийское время (Брисбен, Канберра, Мельбурн, Сидней), Тасмания, Западно-тихоокеанское время (Гуам, Порт-Морсби)
UTC+11 — Магаданское время, Центрально-тихоокеанское время (Соломоновы острова, Новая Каледония)
UTC+12 — Камчатское время, Маршалловы острова, Фиджи, Новая Зеландия
UTC+13 — Тонга
UTC+14 — Острова Лайн (Кирибати)

История часовых поясов.
До введения поясного времени в каждом городе использовалось своё местное солнечное время, зависящее от географической долготы. С развитием железных дорог и средств связи возникла необходимость более точной и удобной системы синхронизации. Современная система часовых поясов была внедрена в Северной Америке канадским инженером Сэндфордом Флемингом около 1879 года, а к 1929 получила всемирное распространение. В России системы часовых поясов не существовало вплоть до 1917 года.

http://ru.wikipedia.org/

воскресенье, 15 ноября 2009 г.

Гамбург.


Вольный и ганзейский город Га́мбург (нем. Freie und Hansestadt Hamburg) — как город-государство является одной из 16 земель Федеративной Республики Германия. Это второй по величине город в Германии (после Берлина), седьмой по величине в Европейском союзе и самый большой по численности населения город в Европейском союзе, не являющийся столицей государства. В 2008 году население города составляло 1 773 218 жителей.
Гамбург один из самых больших портовых городов в Европе, расположен у места впадения реки Эльбы в Северное море.
Девиз города, который можно прочитать в виде надписи над порталом городской ратуши гласит: «Libertatem quam peperere maiores digne studeat servare posteritas». Принятый стихотворный перевод этой фразы на немецкий язык звучит, как «Die Freiheit, die erwarben die Alten, möge die Nachwelt würdig erhalten» («Свободу, что добились для нас наши предки, достойно пусть с честью хранят потомки»). Латинским названием города, используемым, например, в гимне города, является лат. Hammonia.
На гербе и флаге Гамбурга изображены ворота городской крепости, и Гамбург часто называют за это «воротами в мир» (нем. Tor zur Welt).

География.
 

Гамбург расположен в Северной Германии по обоим берегам реки Эльба в месте впадения в неё рек Альстер и Билле, примерно на расстоянии 110 км к юго-востоку от того места, где Эльба впадает в Северное море. Природная морская гавань простирается на всем протяжении Эльбы, особенно вдоль южного берега Эльбы напротив городских кварталов Санкт-Паули и Альтона. Городские кварталы по обе стороны реки соединены множеством мостов, а также старым (теперь пешеходным) и новым туннелем под Эльбой. Природный ландшафт к югу и северу от Эльбы называется геестой и представляет собой всхолмленную низменность из песчаных и осадочных пород, образованную сошедшим во время ледникового периода ледником.
Федеральная земля Гамбург расположена между землями Шлезвиг-Гольштейн на севере и Нижней Саксонией на юге.

История.


Остатки первых построек на территории современного Гамбурга датируются археологами V-VI в. нашей эры и относятся к эпохе Великого переселения народов. Старейшие же из на сегодня найденных следов жилищ племени сев.-альбингских саксов находится в р-не впадения р. Альстер в Эльбу (совр. центр города) и датируются IV веком н.э.
Поселение, которое впоследствии дало начало собственно городу Гамбург, возникло в устье Альстера в VIII веке. В 808 году императором Карлом Великим была построена крепость Хаммабург. Название происходит от старосаксонского названия хам, что значит — берег реки и слова бург — крепость.
В XII в. в связи со стремительным развитием торговли на севере Европы существенно возросло значение реки Эльбы как важной транспортной артерии. 7 мая 1189 г. император Фридрих I Барбаросса предоставляет Гамбургу значительные торговые привилегии, в том числе позволив Гамбургу собирать таможенные пошлины с товаров, перевозимых по Эльбе. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии гамбургского порта, и сейчас этот день празднуется в Гамбурге как «день рождения порта» (нем. Hafengeburtstag).
Одним из первых Гамбург вошёл в созданный в средние века в Северной Европе Ганзейский союз и стал важнейшим портом на Северном море. Город служил перевалочным пунктом в перевозке зерна, тканей, мехов, сельди, пряностей, леса и металлов. В 1510 г. Гамбург получает статус «вольного имперского города» (нем. Freie Reichsstadt), что по сути предоставляло ему независимость от императорской власти и право на самоуправление.
Дальнейший рост Гамбурга связан с открытием Америки и морских путей в Азию. С 1550 г. он становится одним из важнейших портов по доставке товаров в страны Европы.
В XVIII в. Гамбург во внейшей торговле испытал сильнейшую конкуренцию со стороны г. Альтона, принадлежащего датской короне и расположенного прямо по соседству — на берегу Эльбы вблизи западной городской черты Гамбурга, а также всячески поощряемого к соперничеству с Гамбургом датским королем.
Суверенитет города был нарушен в 1806 г., когда после вторжения наполеоновских войск, он был присоединён к Французской империи. Оккупация французскими войсками продлилась до 1814 г., после чего независимость города была восстановлена.
После объединения Германии в 1871 г. город становится её главными «морскими воротами в мир». Через порт проходит примерно половина германского экспорта и импорта. Гамбург становится одним из важнейших промышленных центров Германии. Открытие в 1895 г. Кильского канала дополнительно повысило привлекательность Гамбургского порта, поскольку канал стал обеспечивать прямую связь с Балтийским морем.
Вплоть до середины XIX в. Гамбург оставался в пределах своих средневековых границ. Начиная с 1860 г. в связи с бурным развитием промышленности в состав города постепенно включаются близлежащие населённые пункты. К 1900 г. население города превысило миллион жителей. В 1923 году в Гамбурге произошло восстание коммунистов, возглавляемое Эрнстом Тельманом. В 1937 г. был принят «закон о Большом Гамбурге», определивший новые границы города, которые сохранились вплоть до настоящего времени. К Гамбургу были присоединены: крупнейший город провинции Шлезвиг-Гольштейна Альтона, Бергедорф и др. нас. пункты и территории.
В период Второй мировой войны город неоднократно подвергался авианалётам англо-американской авиации. Во время проведения операции «Гоморра» 25 июля — 3 августа 1943 г. от бомбардировок и вызванного ими гигантского пожара, погибло более 50 тысяч жителей и была разрушена большая часть городских зданий.

Демография.
Своего пика численности населения (1,9 миллионов жителей) Гамбург достиг в 1964 году. Отток населения привёл к снижению численности населения до 1,6 миллионов жителей в 1986 году. С того момента численность населения поднялась до 1 777 373 человек в 2008 году. Планируется дальнейший рост численности населения на ближайшие 10 лет, приблизительно до 1, 79 миллиона жителей. К концу 2007 года 257 825 жителей имели только иностранное гражданство, что составляет 15% от всей численности населения. Представлены 183 различных гражданства. Пятая часть всех иностранцев (57 220 человек) имела исключительно турецкий паспорт, 8% (21 455 человек) были гражданами Польши, 6% (15 666 человек) — сербы и черногорцы, 5% (12 694 человек) — граждане Афганистана. Больше четверти всех зарегистрированных в Гамбурге иностранцев составляют граждане Евросоюза.

Культура и Искусство.


Гамбург издавна был влиятельным центром культуры. В 1678 году здесь был основан первый в Германии постоянный оперный театр: здесь Георг Фридрих Гендель (1686-1759) поставил свою первую оперу «Альмира». Великим сыном города является композитор Иоганн Брамс (1833-1897). В 1767 году здесь был основан связанный с именем Лессинга Германский национальный театр, который завоевал ведущие позиции главным образом за счёт постановок произведений Шекспира. Фридрих Готлиб Клопшток (1724-1803) и Маттиас Клаудиус (1740-1815) слыли в Гамбурге «литературными кумирами». Новые, авангардистские импульсы, получившие международное звучание в развитии оперы, дал Рольф Либерман, а в развитии драматического театра — Густаф Грюндгенс. Незабвенным остаётся актёр в роли барона Мюнхаузена - Ханс Альберс (1891-1960). Город находится на третьем месте после Нью-Йорка и Лондона по количеству поставленных в городе мюзиклов. Специально для «Призрака оперы» Э. Л. Уэббера был построен театр «Новая Флора».

Логистика и Транспорт.


В Гамбурге расположен крупнейший порт Германии, являющийся третьим по размеру в Европе после Роттердама и Антверпена, а также второй по величине в Европе грузовой контейнерный терминал. Промышленный район порта включает в себя верфи, нефтеперерабатывающие предприятия и фабрики по обработке зарубежного сырья.
Система общественного транспорта Гамбурга включает в себя метро (нем. U-Bahn), городскую железную дорогу (нем. S-Bahn), маршрутные речные паромы, пригородные поезда и автобусы. Весь городской транспорт находится в ведении Гамбургского транспортного союза (нем. Hamburger Verkehrsverbund, HVV). Стоимость проезда определяется по зонам. Существует гибкая система тарифов, предусматривающая возможность покупки единых билетов на разные виды транспорта, на разный срок, индивидуально или на группу. Специально для туристов существует также льготная карта «Hamburg CARD», которая помимо права проезда на всех видах транспорта позволяет бесплатно или со скидкой посетить 27 музеев города, принять участие в экскурсиях по городу, водных прогулках и пр.
В Гамбурге располагалась одна из железнодорожных дирекций Deutsche Bundesbahn.

Интересные факты.
1. Гамбург занимает первое место среди городов Европы по количеству мостов (более 2300). В городе больше мостов чем в Венеции (400), Амстердаме (1200) и Лондоне вместе взятых.
2. В Гамбурге находится крупнейший в мире район портовых складов (нем. Speicherstadt), построенный в конце XIX в на вбитых в мелководье Эльбы деревянных сваях. Своим архитектурным обликом закопченные краснокирпичные 5-6 этажные здания складов, расположенные рядами-кварталами на островах посреди Эльбы, где «улицами» служат каналы, — в вечернее и сумеречное время могут служить прекрасной кулисой для сьемок кинофильмов о Шерлоке Холмсе по романам Конан Дойля. Для туристов считается хорошей приметой — удачный бросок с моста монетки «на память» — на торец торчащей из воды в нескольких метрах от моста сваи. Искусство броска — постараться, чтобы монетка не отскочила при ударе и не упала в воды канала, а осталась лежать на свае.
3. В Гамбурге в 1960-1962 годах в районе Рипербан - Сан-Паули начинали свою музыкальную карьеру легендарная рок-группа «The Beatles», будучи ещё малоизвестной у себя на родине, в Ливерпуле. Здесь же они решили взять в группу Ринго Стара и отправить в отставку ударника Пита Беста. Так же здесь, после недолгой семейной жизни умер один из «зачинателей» «The Beatles» Стюарт Сатклифф.

http://ru.wikipedia.org/

Гданьск.



Гданьск (польск. Gdańsk (info), кашубск. Gduńsk, лат. Gedanum или Dantiscum, с 1308 по 1466, и 1793 по 1945 год носил название Данциг, нем. Danzig) — город в северной Польше, около 500 000 жителей. Вместе с соседними Сопотом и Гдыней образует агломерацию Труймясто — «тройной город» с общим населением около миллиона.Гданьск — крупный порт на Балтийском море, центр промышленности, в частности нефтехимической и машиностроения (развиты судостроение и судоремонт).

История.
Гданьск впервые упоминается в летописи в 997 году в связи с миссией святого Адальберта (Войцеха) в Пруссию. Однако по данным археологических раскопок, поселение на месте Гданьска существовало уже в пятом веке. Немцы стали селиться в городе с XII-го века.
14 ноября 1308 года Гданьск был захвачен рыцарями Тевтонского (Немецкого) ордена и был присоединён к Пруссии. Город был переименован в Данциг.
С 1361 года Гданьск становится членом Ганзейского союза — одним из важнейших её членов.
В 1466 году, после окончания Тринадцатилетней войны Тевтонского ордена с Польшей, в ходе которой орден потерпел поражение, Гданьск был воссоединён с Польшей и ему было возвращено его первоначальное название. Однако город получил от польского короля Казимира широкие привилегии, благодаря которым его зависимость от Польши фактически оказалась номинальной: город самостоятельно выбирал должностных лиц, вёл почти независимую внешнюю политику и обладалал монетной регалией.
В 1793 году, в результате раздела Польши, Гданьск достался Пруссии и снова стал Данцигом.
В 1807 Данциг был объявлен французами вольным городом, но после разорительной осады в 1813 был возвращён Пруссии.

Межвоенный период.
После Первой мировой войны Гданьск по Версальскому мирному договору (1919) получил статус вольного города и находился под управлением Лиги Наций. Договор также передавал Польше территории, дававшие ей доступ к Данцигу, т. н. Данцигский коридор (или Польский коридор), который отделял Восточную Пруссию от Германии. Большую часть населения города (95 %) составляли немцы, но поляки имели право на свои собственные учреждения, например школы, библиотеки и т. п. Кроме того, по Версальскому договору Польше было предоставлено ведение иностранных дел Данцига и управление железнодорожным сообщением вольного города. Польше было предоставлено право свободного пользования данцигскими водными путями, доками и пр. Данциг входил в таможенную зону Польши. С 1926 Польша, с согласия Лиги Наций, содержала в гавани Данцига склад военного снаряжения под охраной польских военнослужащих.

Вторая мировая война.
В 1939 году Германия потребовала от Польши возвратить город, а также предоставить Германии пути в обход Данцигского коридора для связи с Восточной Пруссией. Отказ Польши стал формальным поводом к началу Второй мировой войны.
1 сентября 1939 года в Гданьске немецкими войсками были атакованы Польская Почта (см. Оборона польской почты в Гданьске) и небольшой польский гарнизон в форте Вестерплатте. В течение нескольких часов Польскую Почту обороняли несколько десятков польских патриотов, вооружённых в основном спортивным и охотничьим оружием. Форт Вестерплатте был обстрелян кораблями немецких ВМС. На следующий же день Гданьск вошёл в состав Восточной Пруссии как Данциг.
В завершающей стадии войны, при подходе к Гданьску Советской Армии — в ходе бомбардировок и штурма советскими войсками город был сильно разрушен, в центре разрушения достигали 70—80 %.
После войны, по решению потсдамской конференции Восточная Пруссия была ликвидирована. Её южная часть, примерно 2/3 общей территории, в том числе и Гданьск, была передана Польше. Немецкое население было депортировано.

После войны.
Сразу же после войны, уже в конце сороковых годов, несмотря на значительные экономические трудности, в Гданьске началось восстановление старого города. Этот процесс не завершён до сих пор, хотя большая часть работ уже выполнена. В основном не восстановленными остаются руины зерновых амбаров на острове Складов и острове Оловянка. В целом же старый город восстановлен почти полностью.
В конце восьмидесятых годов прошлого века в Гданьске возник независимый профсоюз судостроителей «Солидарность», во главе которого встал сварщик с гданьской судоверфи Лех Валенса. Деятельность этого профсоюза стала одним из факторов распада социалистической системы. Впоследствии Лех Валенса стал президентом Польши.

Достопримечательности.
Старый город представляет собой архитектурный комплекс 13—18 веков. Основные достопримечательности:

Костёл Святой Девы Марии (Марьяцкий), второй по величине в Европе (после Кёльнского собора) и в то же время самый большой кирпичный храм в Европе. Построен в XIII—XVI веках в строгом готическом стиле. Почти полностью сохранился во время штурма города в 1945 году (обвалилась часть сводов, впоследствии восстановленых в бетоне).


Костёл Св. Девы Марии 
Королевский тракт — парадный въезд в город, начинающийся у комплекса городских ворот (Высокие ворота, Злодейские ворота и Золотые ворота), далее тракт идёт по улице Длугой (Длинной) и заканчивается на площади Длугий Тарг (Длинный рынок).

На Длугом Тарге находятся многие памятники эпохи Ренессанса:
городская ратуша,
двор Артуса,
фонтан Нептуна,
Золотой Дом,
Зелёные ворота.

Фонтан Нептуна
В Гданьске расположено много музеев, в том числе галерея живописи. Интересен археологический музей, расположенный в историческом центре города. Там же расположен гданьский Морской музей. К морскому музею относится также и Журав — сооружение XV века, сочетавшее в себе несколько функций — городских ворот, оборонительной башни и портового крана. До начала двадцатого века Журав был самым большим портовым краном Европы. Его также использовали для установки мачт на корабли. Журав является одним из символов Гданьска.
В пригороде Гданьска расположен зоопарк.

http://ru.wikipedia.org/