Крта плотности населения Индии.
Население Индии невероятно разнообразно. В стране сосуществуют сотни и даже тысячи народностей, каст, социальных групп, религиозных и этнических общин, кланов, племен и других общественных образований. По численности население Индии немного отстает только от населения Китая и составляет ок. 1,15 миллиарда человек (2008 г.). Это примерно 1/6 часть населения Земли. За последние 50 лет население Индии увеличилось почти втрое.
В Индии проживает от 2000 народностей и этнических групп. В зависимости от принадлежности их языков к той или иной языковой семье, их можно разделить на четыре категории: индо-арийские или индо-европейские народности, дравидские народности, аустро-азиатские народности и тибето-бирманские народности.
Официально в стране нет деления по национальному и кастовому признаку. Согласно Конституции Индии, все ее жители являются индийцами по национальности и наделены равными правами. Но на практике, индийское общество очень сильно дифференцированно по национальным, кастовым, классовым и религиозным признакам. То и дело вспыхивают конфликты на почве этого разделения. Говоря об индийцах, часто совершают ошибку, валя всех в одну кучу. Высококультурный, образованный, утонченный брамин, которого сложно по внешнему виду отличить от европейца и житель аборигенского племени из джунглей штата Орисса или с Андаманских островов, который по своему развитию недалеко ушел от пещерного человека – это всё представители одной нации. Но между ними огромная пропасть. Поэтому очень сложно дать индийцам какую-либо всеобъемлющую характеристику или составить целостный портрет нации. Тем не менее, можно выделить некоторые национальные черты, присущие в той или иной степени большинству жителей Индии.
С незапамятных времён на территорию Индии вторгались волны завоевателей и переселенцев. Самыми ранними, память о которых дошла до нас, были племена ариев. Многочисленные пришельцы постепенно проникали на юг и на восток, смешиваясь с дравидийским населением юга и тибето-бирманскими народностями, проникавшими из-за Гималаев. В результате огромное разнообразие этнических типов современной Индии. Сложившаяся кастовая система способствовала сохранению этнического разнообразия, и сегодня на улице можно встретить людей и совсем светлых, европейского вида, и темнокожих, и монголоидов.
Индусы арийского типа отличаются смуглым, даже кофейным цветом кожи, который в высших кастах обыкновенно светлее, чем в низших, красивым овалом лица, узким, часто слегка согнутым носом; рост средний (редко превышает 1,85 м), волосы черные и гладкие, борода и волосы в общем менее густые, чем у европейцев; глаза большие, миндалевидные; рот и губы крупные, подбородок слабо развит. Формы тела, особенно у женщин, часто весьма красивы; кости вследствие недостатка движения и обычного сидения на корточках обыкновенно слабы. По форме черепа индусы мезоцефалы, уклоняясь в сторону долихоцефалов; величина черепа небольшая или средняя, лоб мало выдается. Из европейцев индусы высших каст всего ближе подходят к итальянцам и грекам. Резко выделить физический тип индусов-арийцев трудно, так как он незаметно колеблется под влиянием неуловимых помесей, уклоняясь даже в сторону то семитического, то малайско-монгольского типа. В наиболее чистом виде тип первобытных арийских племен, от которых произошли индусы, сохранился, по мнению некоторых, у дардов, живущих по верхнему течению Инда и Гильгиту: это сильная, пропорционально сложенная раса, с черными волосами и карими глазами, свободолюбивая и простосердечная.
Душевный склад индусов, отличающихся сильно развитой фантазией, отчасти под влиянием общественных учреждений, восходящих к глубокой древности, отчасти под воздействием чуждых завоевателей, в течение тысячелетия господствующих в Ост-Индии, получил своеобразный отпечаток. Особенно вредно отразилось господство мусульманских завоевателей, хотя собственно индусский культурный элемент всегда держался вдали от центрально-азиатско-мусульманского. Индусы мало воинственны, униженно-вежливы, но столь же фальшивы и ненадежны, весьма чувственны, лживы, жестокосердны, мстительны и кровожадны, но умеют скрывать свои страсти. К числу их добродетелей принадлежат: умеренность (но не в физической любви), чистоплотность, терпение, любовь к мирным занятиям, особенно к хлебопашеству, любознательность и высокое уважение, которое они питают к науке. В текущем столетии стремление к социальным реформам (уничтожение каст и полигамии), с каждым годом усиливающееся, находится в теснейшей связи с религиозными движениями и прежде всего с тем движением, которое выразилось в возникновении секты брахмосомадж, или брахма-сомай. Секта эта распадается на три толка:
1.более консервативный ади-брахмосомадж;
2.первоначально более прогрессивный «Brahmosomai of India», под главенством Кешаб-Хандер-Сена (умер в 1884), по инициативе которого из этого толка выделилось в 1883 более мистическое «Новое откровение» («New Dispensation» — конгломерат индуизма, ислама и христианства);
3.возникшее в 1878 «Sadharan Brahmosomadsch», которое отличается большим демократизмом в сфере церковного управления и руководительства.
С 1850 последователи брахмосомаджа ведут повсеместно в Индии оживленную пропаганду, и в настоящее время число их общин превышает 170.
В теснейшей связи с этими религиозными брожениями находится движение в пользу социальных реформ, которые главным образом вращаются вокруг женского вопроса и сводятся: к введению гражданского брака; к установлению более зрелого возраста для вступления в брак, в особенности для девушек; к организации и расширению женского образования и в частности собственных школ для девушек; к допущению вдов индусов к вступлению в брак.
Наряду со стремлением к социальным реформам возникло в Ост-Индии в начале 1870-х гг. политическое движение, в котором принимают участие индусы, магометане, сейки, парсы и проч. Целью этого движения является вообще полная равноправность туземцев с англичанами, в частности допущение их к высшим и влиятельнейшим должностям в сфере управления и суда, и, наконец, образование национального индийского парламента. Это политическое движение всего ярче выразилось в создании национального конгресса (National Congress), который с 1885 ежегодно собирается на 3-4 дня в одном из крупных центров Ост-Индии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий